Как организм человека обеспечивают артерии, так жизнь большой страны в годы ВОВ обеспечивали железные дороги. Они-то и становились первейшими стратегическими целями противника. Только за первые полгода войны на железнодорожные объекты было сброшено 46 тысяч авиабомб, и это не считая артиллерийских обстрелов.
За весь период войны было уничтожено 317 паровозных депо, 65 тысяч километров пути, 13 тысяч мостов и более 4 тысяч железнодорожных станций. Было повреждено более 158 тысяч паровозов и мотовозов, а также 428 тысячи вагонов, было разрушено 129 ремонтных заводов.
Но несмотря на усилия врага, на фронт прибывали эшелоны, безостановочно шла доставка войск, боевой техники, горючего, продовольствия, медикаментов, а обратно, в тыл, шла эвакуация людей и даже целых промышленных предприятий.
В первые летние месяцы войны объем эвакуационных перевозок составил 1 миллион 600 тысяч вагонов, а военных перевозок – 1 миллион 280 тысяч вагонов. Всё вместе – это почти 3 миллиона вагонов!!! Каждый вагон нумеровался, отслеживался, доставлялся – под огнем противника, в экстремальных условиях: при возросших дальностях перевозок, с использованием для погрузки и разгрузки неприспособленных для этого станций, на которых не было никакого оборудования.
В первый же год войны появились санитарные поезда – оборудованные всем необходимым, чтобы не просто перевозить раненых, но уже по пути оказывать необходимую помощь, вплоть до сложных перевязок и операций. Было подсчитано, что каждый такой вагон в составе поезда за время войны помог спасти 37 тысяч жизней.
Железнодорожники совершали настоящие героические поступки: разводили горящие вагоны, чтобы спасти груз; вели поезда, будучи ранеными; ремонтировали пути и линии связи под обстрелами врага; организовывали подпольную работу в захваченных городах. По мере освобождения нашей территории усилилась минная война: гитлеровцы минировали пути, мосты, станции и другие железнодорожные объекты. Одной из важнейших задач стало разминирование территорий – и тут работали железнодорожники.
Строительство новых железных дорог – одна из первейших необходимостей во время ВОВ. Так, для снабжения Сталинграда была построена новая линия железной дороги Свияжск-Сызрань-Саратов-Сталинград, для строительства которой снимали рельсы с БАМа.
А специально построенная часть «Дороги жизни» у Ладожского озера Жихарево-Шлиссельбург была также железнодорожной, её строили буквально в нескольких километрах от линии фронта, благодаря ей удалось спасти сотни тысяч жизней.
Страшно представить в каких условиях приходилось выполнять свою работу железнодорожникам. Совершенно точно, важность их дела невозможно переоценить.
Настоящими солдатами были бронепоезда, принимавшие участия в сражениях, защищавшие собой вагоны с ранеными. В годы войны действовало 224 бронепоезда, к концу осталось только 140.
Городской округ Люберцы особенно привязан к железной дороге. Узловая железнодорожная станция Казанского и Рязанского направления существует тут с 1862 года и, безусловно, влияет на развитие города. Узел имеет важнейшее значение и для пассажирских и для грузовых перевозок. Во время ВОВ тут тоже кипела работа и совершались ежедневные подвиги, начиная с июня 1941.
Призываем всех тех, кто чтит память о победе, гордится своими предками, заботится о будущем, не проходить мимо и сделать посильный взнос на строительство памятника.